Слово настоятеля накануне Сретения Господня: «В этот день встретились Ветхий и Новый Завет»

14 февраля 2021 года епископ Зеленоградский Савва совершил всенощное бдение накануне двунадесятого праздника Сретения Господня. Святая Церковь вспоминает на первый взгляд незначительное событие из жизни Спасителя. Почему же оно так важно?

«Всех вас поздравляю с великим двунадесятым праздником Сретения Господня! Мы вспоминаем, как Божья Матерь с Иосифом Обручником принесли Богомладенца Иисуса, Господа нашего, в Иерусалимский храм, потому что так предполагал закон ветхозаветный. Родители с новорожденным на 40 день приходили в храм, и приносилась та или иная жертва. Соответственно, чтобы исполнить этот закон, Спаситель был принесен в храм. Здесь Его встретил старец Симеон и пророчица Анна. Старец Симеон, приняв Его на свои руки, произнес всем известные слова, ставшие затем нашей молитвой «Ныне отпущаеши раба Твоего владыка». Это короткое событие из жизни Спасителя стало основой сегодняшнего праздника.

Казалось бы, почему мы таким образом вспоминаем это непродолжительное событие, мало сопоставимое с другими событиями жизни Спасителя, как Его Рождество, как Богоявление и многие иные? И тем не менее этот день мы отмечаем как один из двенадцати великих праздников всего нашего богослужебного года.

В этот день встретились Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет в законе, который исполнил Спаситель. Ветхий Завет в старце Симеоне, который по Преданию был одним из переводчиков Библии, то есть Ветхого Завета на тот момент, на греческий язык. То есть Ветхий Завет встретил Новый в лице Спасителя, в лице Богочеловека.

На что был направлен Ветхий Завет в умах людей? Когда читали Библию, Пятикнижие, закон Моисеев, большинство людей думали о земном. Почему так трагична была встреча Спасителя и народа Израилева? Почему Спаситель был распят? Потому что ждали-то земного Мессию.

Мы помним, что в день Ваий Его встречали как земного Царя возгласами земного приветствия. Ждали земного Спасителя, Избавителя, в том числе, например, от римской оккупации. Ветхий завет был устремлен в землю, в жизнь нынешнюю. Само ветхозаветное устремление было в истории: ждали, когда в истории Кто-то придет, посланный как Спаситель. Мало кто из людей знал и осознавал, что Спаситель-то должен прийти, устремляющий нас в Небо, к Богу. А Новый Завет это раскрыл в полной мере.

Новый Завет – Боговоплощение, когда Бог стал Человеком, чтобы мы стали богами с маленькой буквы. Мы встречаем это выражение у отцов Церкви. Бог стал Человеком, чтобы устремить нас в Небесное, чтобы мы обожились. И теперь вся наша история, все наше новозаветное упование устремлено не во временную историю, а в вечность.

Да, Спаситель пришел в истории человечества. Но пришел, чтобы нас, каждого из нас в том числе, вырвать из этой истории и устремить ввысь, в вечное Свое Царствие.

Когда мы молимся, когда приходим в храм и когда празднуем, важно именно об этом помнить: куда мы стремимся? Да, мы сейчас живем жизнь земную. Но не будем как ветхозаветные люди, которые забыли о том, что Господь устремляет в вечность; которые думали о том, что Господь хочет их сохранить в этой истории, хочет богоизбранный народ освободить политически, в геополитических реалиях того времени. Нет, не для этого Спаситель пришел. Спаситель пришел, чтобы нас устремить в жизнь вечную. Будем помнить об этом, чтобы мы тоже увидели истинное спасение глазами нашими в конце нашей жизни».

Информационная служба @hramilii
Опубликовать в социальных сетях: