«Господь нам дал возможность быть причастниками нетварного света», – епископ Савва

19 августа 2020 года епископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. По запричастном стихе владыка произнес проповедь о значении праздника Преображения Господня и о том, как с ним связан обряд освящения плодов.

«Всех вас поздравляю с великим праздником Преображения – днем, когда Спаситель явился во славе перед Своими учениками. Мы узнали об этом событии со слов евангелистов, отразивших его в Священном Писании.

Зачем же мы приходим сегодня в храм? Кто-то, может, приходит, чтобы освятить (или посвятить, как говорят в простнародье) яблочки или иные фрукты. Но разве за этим мы приходим в храм? Разве это важно вообще? Разве это имеет какое-то значение? Мы ведь приходим в храм на праздник Преображения в первую очередь, чтобы увидеть нетварный Свет Господень, тот, который воссиял на горе Фавор. Чтобы услышать о нем, чтобы возрадоваться о том, что Господь нам дал возможность быть причастниками нетварного Света. Да, мало кто из нас в этой жизни станет частью этого Света воочию, мало кто из нас этот свет увидит своими телесными глазами, но тем не менее Господь проникает всю тварь Своими энергиями, проникает во всю тварь Своей любовью, будучи при этом непостижимым.

Мы знаем, что Господь непостижим, мы не можем понять Его в полной мере. Мы не можем понять, Кто Он есть. Мы не можем узреть Его, и помним, что, несмотря на существование традиции, мы не изображаем Бога-Отца, потому что Бога не видел никто никогда. Как тогда мы можем изображать Его? Мы изображаем Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Который принял на Себя человеческую плоть, таким образом, став подобным нам во всем, кроме греха. И эту плоть он соединил с Божеством.

В событии Преображения на горе Фавор Господь свою плоть – человеческую, земную – преобразил нетварным Светом, признаком Своего Божества, явив, таким образом, теснейшее объединение человечества и Божества Своим ученикам. Через них и мы об этом знаем. Вот именно ради того, чтобы возрадоваться об этом, мы сегодня приходим в храм.

В нашей русской традиции есть обычай освящения яблок на Преображение. Конечно, мы все утратили  понимание, почему это происходит. А происходит это потому, что на Востоке, где освящаются, конечно, не яблоки, а скорее, виноград, к этому времени поспевали плоды. И люди, возделывавшие свою землю, так же, как это было в Ветхом Завете, приносили начатки, то есть первый сбор урожая, к храму, чтобы получить благословение Божие на дальнейший урожай и благословение от священника на то, чтобы вкушать эту возделанную ими еду.

Мы люди городские и забыли об этом, не понимаем, зачем это нужно. Освящение яблок – просто отголосок этого в основном сельскохозяйственного прошлого человечества. Городским человечество стало, в общем-то, относительно недавно, всего лишь сто или немного более ста лет тому назад. Но, тем не менее, об этом обычае мы можем помнить, чтобы не зациклиться на каком-то таком материалистическом и даже суеверном восприятии освящения яблок.

О чем этот обычай, который возник совсем по другим причинам, может нам напомнить? О том, что Господь Своей благодатью проникает теперь всю тварь. Мы кропим святой водой  яблоки и другие плоды, призываем благословение Божие на вкушение их и таким образом соединяем Божество со всем земным, со всем материальным, и именно это является праздником события Преображения.

Глядя на это освящение, участвуя в благословении, даже скорее в освящении яблок и других плодов, будем вспоминать именно о том, что Господь проникает Своей благодатью, Своими энергиями всю тварь, все творение Свое. Господь изволил так, что, будучи бесконечно отдален от человека, Он соединился с ним.

Как может соединиться Бог и человек? Это безумие, по словам апостола, который пишет: «…иудеем собразн, эллинам – безумие». Почему это было безумием для философской эллинской традиции? Потому что они не могли помыслить, что Бог может по-настоящему до конца соединиться с человеком. Не просто притвориться, что всякие греческие боги, согласно мифам, делали. Но воистину соединиться, чтобы Бог стал человеком. Они не могли этого понять.

И вот эту чудесную весть, которая позволяет нам устремляться к Богу, соединяться с Ним, мы паки и паки вспоминаем в Преображении. Вот на это наш обычай позволяет обратить наше внимание. Будем с благодарностью Богу вспоминать о Его благоволениях, о том, что Он захотел, чтобы каждый из нас стал причастником вечного нетварного света!»

Информационная служба @hramilii
Опубликовать в социальных сетях: