Слово епископа Саввы: Любите Бога и любите ближних

20 сентября 2020 года епископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. Вместе с прихожанами он размышлял о главных заповедях Евангелия.

«Всех вас поздравляю с воскресным днем! В одном из двух сегодняшних евангельских чтений мы слышали о том, как некий законник подходил к Спасителю и задавал Ему вопросы о самой главной заповеди. Святитель Иоанн Златоуст и другие толковники объясняют, что имел в виду евангелист, когда написал, что фарисеи искушали Спасителя.  Законники прекрасно знали, какие заповеди главные. О двух заповедях, которые назвал Спаситель – о любви к Богу, как первой главной заповеди, и о любви к ближнему, как второй главной заповеди, подобной первой по важности, – было сказано еще в Ветхом Завете. И законники прекрасно знали эти тексты. Им не нужно было уточнений, они знали, что является самым главным в жизни людей из заповеданного Богом. А искушали Спасителя вот почему: они рассчитывали, что Он что-то добавит от Себя, и фарисеи смогут Его обвинить в богохульстве.

У нас ситуация другая. Кто-то хорошо все знает, но многие недостаточно хорошо знают слово Божие. Наша жизнь недостаточно напитана им. Мы все знаем, что любовь к Богу и любовь к ближнему – две самые главные заповеди. Но насколько они пронзают нашу жизнь? Этим же вопросом можно задаться и в отношении законников.

У фарисеев и книжников, о которых мы читаем в Евангелии, было очень много разных обычаев и обрядов, которые едва ли не составляли для них более важную часть духовной жизни, чем вот эти заповеди, записанные в Священном Писании.

Так и для нас: что является наиболее главным? У нас, к сожалению, до сих пор бывает, что люди ищут что-то другое, чтобы добавить к Священному Писанию. Не довольствуются тем, что в Священном Писании Сам Спаситель сказал каждому из нас: любите Бога и любите ближнего. Все, больше ничего не нужно! А мы часто ищем что-то, пытаемся найти некоторые дополнительные знамения в тех или иных событиях, подвиги даже. Но вдумаемся в смысл того же подвига поста. Зачем пост нужен? Чтобы очистить себя, чтобы легче быть с Богом, обращаться легче к Богу, чтобы тучная и жирная пища не отягчала нас, и нам было чуть легче любить Бога. Но если мы обращаем внимание на пост только как на пост, когда каждая запятая в постных указаниях становится для нас главной, тогда мы теряем то, ради чего это сделано. Пост и другие церковные установления исключительно ради того, чтобы мы любили Бога и ближнего.

Нам не нужно искать никаких дополнительных знаний, как сейчас эти несчастные люди, которых искусил и соблазнил Сергий Романов под Екатеринбургом. Они искали что-то другое, что-то большее. Им не хватало тех заповедей, о которых сказал Спаситель: любите Бога и ближнего. Им нужно было что-то более великое, как им казалось. А Господь сказал: просто любите Бога и просто любите ближнего. И этого будет достаточно, чтобы мы исполнили все заповеди Его. А все остальное, что мы делаем, должно быть векторами, проводниками, способами выражения этой любви к Богу и к ближнему».

Информационная служба @hramilii
Опубликовать в социальных сетях: