Проповедь настоятеля: Высшая радость достигается через упражнение над собой

11 апреля 2021 года, в четвертое воскресенье Великого поста, епископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме в храме пророка Илии в Черкизове. Сегодня почитается память преподобного Иоанна Лествичника, византийского богослова, бывшего игуменом Синайского монастыря в VII веке.

«Всех вас поздравляю с воскресным днем! В четвертое воскресенье Великого поста совершается память преподобного Иоанна Лествичника, одного из великих подвижников Православной Церкви, оставившего нам глубокие размышления о том, чем является подвижнический путь. В каноне преподобному Иоанну Лествичнику, который мы читали вчера, есть в частности такие слова: «Яко воздержания сладость познав, отринулся боли сластей, восшед на высоту добродетелей, сладость явился еси спасения». Или по-русски: «Как воздержания сладостью насытившийся, ты отринул наслаждений горечь, взойдя на высоту добродетелей, ты явил собою сладость спасения».

Сейчас нынешний Великий пост, другие посты или какие-то постные дни мы часто воспринимаем как нечто тяжелое, некий труд, который нужно подъять, что-то, что нужно временно претерпеть, чтоб как-то подготовиться к тому или иному событию, в данном случае к Пасхе. Но в тропарях вчерашнего канона говорится немножко о другом: о том, что само воздержание есть сладость, а наслаждение – это горечь. Говорится, что истинная сладость – в спасении.

Каким образом связывается воздержание и спасение? Одним словом «сладость», потому что и то, и другое есть нечто вожделенное. Большинство из нас любят сладкое. Сравнение со сладостью говорит нам о том, что спасение, получаемое через воздержание, является высшим наслаждением.

Когда мы постимся, важно сосредоточиться не на самом факте воздержания от какой-то пищи или от какого-то ее количества, от каких-то развлечений. Это не самоцель. Цель в изменении себя таким образом, чтобы достичь спасения, и в этом будет высшее наслаждение и высшая радость. Конечно, приятно вкусно покушать, какие-то другие удовольствия получить. В каноне преподобному Иоанну Лествичнику говорится о них как о горечи. Но даже если воспринимать это не так, нужно понимать, что есть высшая радость, высшая сладость, высшее наслаждение, которое достигается в том числе через упражнение над собой.

Мы не можем войти в Царство Небесное, если мы останемся точно такими, какие мы есть сейчас. Нам нужно что-то в себе изменить. Это и есть путь аскетический, путь воздержания, в том числе путь Великого поста, чтобы через это истинно войти в радость Господина нашего – Господа Иисуса Христа».

Информационная служба @hramilii
Опубликовать в социальных сетях: