«Именно Христос объединяет нас», – Илиинский настоятель

5 июня 2022 года епископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. Сегодня, в 7 Неделю по Пасхе, Святая Церковь чтит память отцов Первого Вселенского собора, преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (1173), а также почитает обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского (1164) и Собор Ростово-Ярославских святых.

«Всех вас поздравляю с воскресным днем! Сегодня мы вспоминаем об отцах-участниках Первого Вселенского собора, который в наилучшей степени сформулировал догмат о Святой Троице. Споры вокруг этого догмата были связаны с тем, что еретики, выступавшие против истинного учения, хотели в некотором смысле приземлить Церковь, говорили о том, что Господь наш Иисус Христос – не в полной мере Бог, не такой же, как Отец, не единосущен Ему, а лишь похож на Него и все-таки больше относится к человечеству. Некоторые доходили до того, что говорили о тварности Спасителя. Отрывали Божественное деяние спасения от Бога, фактически, отрывали нас от Бога, ибо через Воплощение, через Богочеловечество мы получили высшую возможность соединяться с Богом.

Бывает так, что мы начинаем воспринимать Церковь не как Богочеловеческий организм, а как человеческую организацию или сообщество. Апостол Павел, как об этом рассказывается в Деяниях, изначально, с самых первых лет существования Церкви предупреждал о том, что «восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой» и расколоть Церковь. Речь идет и о тех еретиках, которые были тогда, и о тех, которые придут впоследствии в истории Церкви, раскольниках, тех, которые хотят придать более приземленное значение Церкви и забывают о ее Божественной составляющей.

Когда мы размышляем о бытии Церкви, иногда видим какие-то недостатки в ее земной организации, недостатки в том числе и собратий. Нередко люди любят видеть недостатки в духовенстве и сплетничать, усматривать ошибки в решениях или словах священноначалия. Не могу сказать, что недостатков нет, и ошибок не бывает. Конечно, мы еще не находимся у престола Божия и, как люди, все мы ошибаемся, совершаем грехи – каждый из членов Церкви, в том числе и духовенство, и архиереи. Но иногда приходится слышать, что из-за того, что тот или иной священник или архиерей говорит то или то, я не хочу иметь с ним дела. Вспомните, еще совсем недавно в нашей стране, как и во всем мире, бушевала эпидемия, кто-то говорил, что не хочет ходить на службу к архиерею или священнику, который утверждал, что надо вакцинироваться. Порой говорили еще худшие вещи, что раз так говорят, то я вообще уйду из Церкви в «более чистые» сообщества, по мнению говорившего. Другие говорили наоборот, раз такой-то священник считает, что не нужно вакцинироваться, значит, он плохой, и я не буду к нему ходить.

Это отношение, которое мы проявляем к словам духовенства, отражает нашу привычку жить в обществе. Когда какой-либо руководитель на предприятии или в государстве говорит то или другое, мы действительно можем, как люди свободные, с ним не соглашаться. В Церкви мы тоже можем не соглашаться друг с другом по второстепенным вопросам. Но это не должно нас откалывать от Церкви. Это не должно переходить в отказ считать священника преподателем Святых Христовых Тайн, а священноначалие – объединяющим нашу Церковь. Это уже раскол. Если бы некий священник сказал: «Я тебя не причащу, потому что ты не вакцинировался» или, наоборот, «потому что ты вакцинировался», тогда он не прав как священник, такое бывало, и на него есть управа. В таком случае мы можем возмутиться внутри Церкви. Но все, что касается разных личных мнений относительно здоровья, разного рода политических событий, это не должно разделять нашу Церковь. Она должна быть единой в главном на потребу, единой во Христе. Именно Христос объединяет нас. Мы входим в Церковь, а Церковь есть Тело Христово. Мы все члены Церкви, Тела Христова. Это самое главное, и мы должны это хранить бережно, с любовью всегда, невзирая на желание порой по-человечески судить о тех или иных событиях.

Первый Вселенский собор семнадцать веков тому назад положил конец большим распрям внутри Церкви. К слову сказать, эти распри в основном были не потому, что люди, вносившие раскол, искали истину, но по гордыни. Один из ересеучителей Арий был священником, но очень гордым и решил противопоставить себя учению Церкви, потому что придумал, как он считал, что-то лучшее. Эти разделения произошли потому, что начали действовать люди извне, из окружения императора, желавшие подчинить Церковь, воспользовавшись Арием, и установить внешние формы правления Церковью. Вспоминая эти события, будем беречь себя от разделений, хранить верность друг другу как членам Церкви, единого Тела Христова, и да сохраним, даст Бог, себя в этом единстве!»

Информационная служба @hramilii
Опубликовать в социальных сетях: