Епископ Савва: «Жертвенность – одна из тех добродетелей, которая в наибольшей степени уподобляет нас Спасителю»

21 апреля 2022 года, в Великий Четверг, епископ Зеленоградский Савва сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя. В этот день православные вспоминают установление Евхаристии.

«Всех вас поздравляю с Великим Четвергом, днем, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю, – событие установления Святой Евхаристии, Святого Причащения.

Тайная Вечеря предшествовала страстям Господним и Его крестной смерти. Послезавтра, в Великую Субботу, за великим входом будет звучать торжественное песнопение, которое начинается со слов: «Да молчит всякая плоть человеча». В этом песнопении мы услышим слова: «Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Сколь велико это чудо благоволения Божия о нас! Сколь велика жертва Царя царствующих и Господа господствующих, Который пришел, придал Себя смерти ради нас, заклался за нас, и паки и паки, за каждой Божественной Литургией, когда Он Сам является Приносящим и Приносимым, дается в снедь верным.

Господь наш Иисус Христос есть Сам Великий Бог, «Един Сый Святыя Троицы», а мы знаем из Священного Писания, что Бог мог быть и карающим, Бог мог быть и грозным. Мы знаем из Священного Писания, как в тот момент, когда большая часть человечества отступила от благочестия, Господь, по выражению Писания, раскаялся в том, что создал человека, и послал потоп на землю, так что мало кто выжил. Мы знаем, что Господь, когда народ Израильский отступил от Него и поклонялся тельцу, истребил много сынов народа богоизбранного. Мы знаем, что Господь Иисус Христос уже вскоре после Своего входа в Иерусалим, совсем незадолго до дней страстей Своих, увидев мерзость, творимую торговцами в Храме Божием, взял бич и изгнал этих нечестивых людей из «дома молитвы». Но в тот момент, когда к Спасителю приступают стражники, чтобы схватить Его и, как Он знал, повести Его на страдания и смерть, Господь не истребляет этих людей. Более того, Он Сам говорит, что если бы Он умолил Бога-Отца, Тот бы послал более нежели двенадцать легионов ангелов, и те бы пришли… Но Господь отдает Себя добровольно на страдания и смерть.

Вот так велика Его жертва! Так велика жертва «Царя царствующих и Господа господствующих». Мог ли Христос поступить иначе? Ведь мы знаем и только что рассуждали о том, что Бог карал отступников. Но в том-то и состоял Превечный совет Святой Троицы, чтобы Бог-Отец послал Сына Своего Единородного, дабы Тот, как это замечательно сказано в молитвах литургии святителя Василия Великого, «отдал Себя смерти в обмен на нас», потому что мы были подвластны смерти. И Христос, сошедший крестом во ад, открыл нам путь к Воскресению, потому что, будучи Человеком, Он умер, но будучи Богом, Источником жизни, Он не мог быть удержан смертью.

Кто-то скажет: «Мы до сих пор умираем». Да, мы до сих пор умираем, потому что каждому из нас нужно пройти этот путь к воскресению из мертвых, в том числе через собственную земную смерть. Господь даровал нам великие блага, Господь даровал нам возможность быть в Теле Его, быть соединенными с Ним в Теле Его, в Церкви. Господь даровал нам возможность соединяться с Ним неизреченным, необъяснимым, но высшим способом – через причастие Его Тела и Крови. Но дар Божий не действует магически, дар Божий не действует механически, и уж тем более дар Божий не действует вопреки воле, деяниям и устремлениям самого человека. Нам нужно потрудиться, чтобы принять, усвоить дар Божий.

Когда мы собираемся приступить к Святому Причастию, мы трудимся, мы что-то делаем. Мы молимся, постимся, сокрушаемся, сознаем свое недостоинство, каемся, исповедуемся. И нам может показаться, что именно этот труд является необходимым, чтобы усвоить дар Божий, чтобы усвоить дар Тела и Крови Христовых. Это так и не так! Конечно, нам нужно потрудиться, нам нужно уготовить себя к принятию Святых Христовых Таин. Мы готовимся к святому празднику Пасхи целый Великий пост, и Пасха не является завершением поста, а началом нового богослужебного года, новой жизни. Точно так же дар Тела и Крови Христовых дается нам для того, чтобы мы потрудились над собой, чтобы, объединившись со Спасителем особенным образом, мы потрудились над изменением себя, над тем, чтобы уподобиться Христу. Уподобиться, может быть, в первую очередь в том, о чем мы уже сегодня сказали, – в жертвенности.

Каждый из нас, по совести рассуждая о своей жизни, может сам решить, чем он может пожертвовать ради ближнего. Не избытками, конечно. Подаяние избытков – это не жертва. Жертва, это когда мы отдаем то, что нам самим нужно, то, что нам самим хочется. Каждый из нас может пожертвовать ради ближнего кто какими-то своими имениями, кто тем, что кажется в наш век самым дорогим, – своим временем. Кто терпит ближнего, хотя, может, трудно его переносит, но терпит, и это тоже жертва. А кто-то, может быть, и в нынешние дни это происходит, жертвует своей жизнью ради жизни и блага других. Жертвенность – одна из тех добродетелей, которая в наибольшей степени уподобляет нас Спасителю.

Сейчас вы будете причащаться Святых Христовых Таин. И сегодня, и в другие дни, когда мы приступаем к Святой Чаше, будем, отходя от Нее, размышлять о том великом чуде, которое с нами произошло, но и о том, что мы сами должны делать каждый день, чтобы изменить свою жизнь, уподобиться Спасителю, пройти путь к Воскресению в вечную жизнь. И да поможет нам в этом Господь!»

Информационная служба @hramilii
Опубликовать в социальных сетях: