Что такое Богоявление? Размышления епископа Саввы в праздник Крещения Господня

19 января 2021 года епископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. В великий праздник Крещения Господня, или Богоявления, как и накануне этого дня, в храмах особым чином освящается вода, которую называют великой агиасмой, что значит «великая святыня».

«Всех вас поздравляю с великим праздником Крещения Господня. Основное название этого праздника – Богоявление. Почему? Потому что, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, когда Господь Бог Сын крестился во Иордане, разверзлись Небеса, Бог Дух Святой сошел на Него, и слышен был голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, Его послушайте!» Святая Троица впервые явилась таким ясным образом человечеству.

С этого дня, хотя на самом деле раньше, с Рождества Христова, но можно сказать, что с этого дня Бог стал особым образом действовать в истории человечества. Господь и Бог наш, когда сотворил землю, и после грехопадения никогда не оставлял человечество Своим Промыслом, но с этого дня Он стал действовать среди нас. Господь Иисус Христос стал человеком. Особые возможности были даны и даются до сих пор, и будут даваться до скончания века человечеству после Боговоплощения и после Богоявления, которое произошло в день, когда Господь крестился в реке Иордан.

Нам нужно осознавать нашу особую ответственность: мы христиане, мы крестились, мы тоже либо сошли, либо в младенчестве были опущены в воду и приняли Святое Крещение во образ и во имя Спасителя и Святой Троицы. Таким образом, мы тоже являемся носителями имени Господня. Когда мы в этот день с радостью принимаем окропление святой водой, испиваем ее, это нам напоминание не только о крещении Господнем, но и о нашем личном крещении, чтобы мы не забывали об этом.

Конечно, окропление святой водой – это не Таинство Крещения. Оно не омывает грехи. Грехи омываются через покаяние, исповедь, принятие Святых Христовых Таин. Но тем не менее это является особым действием Бога среди нас. Эта вода – уже не просто вода, а, как она названа в богослужебных книгах, великая агиасма, великая святыня. Эта вода приобретает особые свойства, через которые Господь действует в нашей жизни. Но принимая ее и окропляясь ею, мы должны помнить вот о чем: чтобы Господь действовал в нашей жизни, мы должны дать Ему такую возможность. Господь не будет действовать в нашей жизни насильно, Он не будет понуждать нас к каким-либо действиям.

С радостью принимая то, что нам дает Господь, будем тоже с нашей стороны как-то содействовать, идти Ему навстречу, обращаясь и устремляясь к Нему, чтобы мы были достойными сынами Божиими!»

Информационная служба @hramilii
Опубликовать в социальных сетях: