Слово епископа Саввы в Неделю о мытаре и фарисее

Слово епископа Саввы в Неделю о мытаре и фарисее 09.02.2020

9 февраля 2020 года епископ Зеленоградский Савва отслужил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии в Черкизове. В Неделю о мытаре и фарисее владыка призвал паству к размышлению над прочитанным на литургии отрывком из Евангелия, чтобы понять для себя, каким образом евангельская притча применима в жизни каждого из нас.

«Сегодня мы начинаем пение Постной Триоди, то есть тех богослужебных книг, в которых содержатся тексты, посвященные Великому посту. Сегодня мы читали Евангелие о мытаре и фарисее, с которого фактически начинается пение Постной Триоди. 

Что было сказано в этом Евангелии? Говорилось о том, что два человека пришли в храм помолиться. Один фарисей, учитель веры, а другой мытарь, то есть налогосборщик. Он был презираем народом, потому что собирал налоги в пользу оккупантов, в пользу Римской империи.

Итак, фарисей, учитель веры, молился так в себе: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдалеке, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Говорю вам, — сказал Спаситель, — что этот пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18:11-14).

Об этой притче можно много говорить. О ней сказано много замечательных проповедей, написано много замечательных текстов. Она исполнена смыслов, исполнена значения для каждого из нас. Всех вас призываю, вернувшись домой, снова ее прочитать и подумать о том, как она применима конкретно к вашей личной жизни, каждого из вас. Можно в семье вместе с детьми почитать, чтобы они тоже подумали, что означает эта притча, как она применима к их жизни. 

Я хотел бы обратить ваше внимание вот на что. Фарисей отвергал этого мытаря, который стоял в храме вдалеке. Фарисей фактически считал, что мытарь недостоин даже находиться в этом храме, что он недостоин быть рядом с ним. Была бы воля фарисея, наверное, он бы изгнал этого мытаря из храма или сказал бы ему злые слова, чтобы тот ушел. 

Мы, конечно, именно так себя ведем в храме нечасто. Хотя бывает такое, что мы и в храме говорим друг другу недобрые и обидные слова, что мы говорим такие слова людям, приходящим в храм, и, возможно, одетым не так, как надо, или ведущим себя не так, как мы привыкли. Такое бывает, но не так часто. А часто мы себя ведем так в нашей жизни. Человека, который нам кажется недостойным общаться с нами или просто недостойным, кажется нехорошим или ведущим себя неправильно, мы часто не просто отдаляем от себя, но еще и отталкиваем его, ведем себя с ним так, что он, быть может, не ощутив наше милосердие, еще более ожесточится. 

Мы не знаем, что происходит в душе человека. Тот самый мытарь, приходя в Храм, бия себя в грудь и говоря: «Боже, милостив буди мне, грешному», — не говорил о том, что он бросает свою профессию или прекращает грешить. Хотя такие случаи тоже есть в Евангелии. Мы не знаем, что с ним было дальше. Мы знаем только, что в тот момент он хотел измениться, он стремился к этому изменению. И слова Спасителя о том, что мытарь пошел более оправданным, связаны именно с его покаянием. 

Мы не знаем, что происходит в душе человека. Мы не знаем, в какой момент человек может сломаться, когда мы поведем себя с ним жестоко. Иногда человека держится-держится, а потом ломается. Поэтому будем внимательны друг ко другу! Будем милосердны друг ко другу! Это не значит, что мы должны принимать любую обиду в наш адрес. Но это значит по крайней мере, что мы не должны отвечать злом на зло, холодностью на то, что нам представляется недостойным. По крайней мере мы должны быть благожелательны. Это не значит, что мы можем полностью принять человека, обидевшего нас, если он не изменится. Но мы можем быть к нему благожелательны и не жестоки. Мы можем быть милосердны так же, как милосерден Отец наш Небесный, аминь».

Информационная служба @hramilii


Код для вставки на блог или сайт (развернуть/свернуть)

Поделиться в социальных сетях



Версия материала для печати



КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРИХОДУ?

Вы можете сделать перевод

  • на Яндекс-счет: 410018143907819
  • на номер банковской карты в Сбербанке: 5336 6901 2844 4629
  • быстрым платежом на номер телефона: +7 925 357 1629 (привязан к счету Яндекс.деньги)
  • на номер банковской карты: 5106 2180 3461 7183, срок окончания 06/22 (карта Яндекс.деньги)

Обратите внимание, что  может взиматься комиссия в зависимости от Вашего банка (к примеру, таковой нет при переводах с карты Сбербанка московского региона на указанную карту Сбербанка; также нет при быстрых платежах на указанный номер телефона с большинства банков, но есть при быстрых платежах от Сбербанка).

Помянем всех жертвователей за ближайшей Божественной литургией (а поименно - всех приславших свои имена на адрес zapiski@hramilii.ru).

Храни вас Господь,
Настоятель и приходской совет храма пророка Илии в Черкизове

Возврат к списку